5.3 Обследование технического состояния конструкций зданий

5.3.1 Обследование бетонных и железобетонных конструкций

5.3.1.1 Оценку технического состояния бетонных и железобетонных конструкций по внешним (а не по внешним? у них есть еще несущая способность) признакам (см. приложение Е) проводят на основе:

– определения геометрических размеров конструкций и их сечений;

– сопоставления фактических размеров конструкций с проектными размерами;

– соответствия фактической статической схемы работы конструкций принятой при расчете;

– наличия трещин, отколов и разрушений;

– месторасположения, характера трещин и ширины их раскрытия;

– состояния защитных покрытий;

– прогибов и деформаций конструкций;

– признаков нарушения сцепления арматуры с бетоном;

– наличия разрыва арматуры;

– состояния анкеровки продольной и поперечной арматуры (любопытно, как это сделать технически?);

– степени коррозии бетона и арматуры.

(диаметр рабочей арматуры, по мнению авторов, определять нет ни малейшего смысла. Зачем, если это основной несущий элемент железобетона?). Нужно еще получить информацию, но фантазия авторов “ГОСТа” на этом исчерпалась.

5.3.1.2 Ширину раскрытия трещин в бетоне измеряют в местах максимального их раскрытия и на уровне арматуры растянутой зоны элемента (а если трещины в сжатой зоне, в колоннах например, и продольные относительно арматуры?).

Степень (что степень? Измерять или что с ней делать?) раскрытия трещин – в соответствии с [5].

5.3.1.3 Трещины в бетоне анализируют сточки зрения конструктивных особенностей и напряженно-деформированного состояния железобетонной конструкции. Классификация и причины возникновения дефектов и повреждений в железобетонных и фундаментных конструкциях приведены в приложениях Д и Е.

5.3.1.4 При обследовании конструкций для определения прочности бетона применяют методы неразрушающего контроля и руководствуются требованиями ГОСТ 22690, ГОСТ 17624, [1] (норма не является обязательной и противоречит ГОСТу).

5.3.1.5 Проверку и определение системы армирования железобетонных конструкций (расположение арматурных стержней, их диаметр и класс, толщина защитного слоя бетона) проводят в соответствии с [1] (этот СП 13-102-2003 не является обязательным, он в некоторых моментах противоречит этому “ГОСТу”. Зачем на него ссылаться?).

5.3.1.6 При наличии увлажненных участков и поверхностных высолов на бетоне конструкций определяют размеры (м.б. площадь? Какие размеры нужно указать для кривого пятна?) этих участков и причину их появления.

5.3.1.7 Для определения степени коррозионного разрушения бетона (степени карбонизации, состава новообразований, структурных нарушений бетона) используют соответствующие (расшифровали бы, высококвалифицированные авторы, таки) физико-химические методы.

5.3.1.8 При оценке технического состояния арматуры и закладных деталей, пораженных коррозией, определяют вид коррозии, участки поражения и источник воздействия.

5.3.1.9 Выявление состояния арматуры элементов железобетонных конструкций проводят удалением на контрольных участках защитного слоя бетона с обнажением рабочей арматуры.

Обнажение рабочей арматуры выполняют в местах наибольшего ее ослабления коррозией, которые выявляют по отслоению защитного слоя бетона и образованию трещин и пятен ржавой окраски, расположенных вдоль стержней арматуры.

5.3.1.10 Степень коррозии арматуры оценивают по следующим признакам: характер коррозии, цвет, плотность продуктов коррозии (зачем нужна плотность окалины?), площадь пораженной поверхности (эта задачка будет “посильнее Фауста Гете”. Площадь коррозии на цилиндре), глубина коррозионных поражений, площадь остаточного поперечного сечения арматуры.

5.3.1.11 При выявлении участков конструкций с повышенным коррозионным износом, связанным с местным (сосредоточенным) воздействием агрессивных факторов, особое внимание обращают на следующие элементы и узлы конструкций (ну надо же что-то сочинить. Необходимо осматривать везде, где можно):

– наружные стены помещений, расположенные ниже нулевой отметки (ну да, по мнению авторов выше нулевой отметки у стен коррозии не бывает);

– балконы и элементы лоджий;

– участки пандусов при въезде в подземные и многоэтажные (одноэтажных гаражей, наверное, не бывает) гаражи;

– несущие конструкции перекрытий над проездами;

– верхние части колонн, находящиеся внутри кирпичных стен (что, и такое бывает?);

– низ и базы колонн, расположенные на уровне (низ колонн) или ниже (база колонн) уровня пола (какого этажа?), в особенности при мокрой уборке в помещении (гидросмыве)(слово такое есть, но что оно в этом произведении значит?);

– участки колонн многоэтажных зданий, проходящие через перекрытие, в особенности при мокрой уборке пыли (нет слов) в помещении;

– участки плит покрытия, расположенные вдоль ендов, у воронок внутреннего водостока, наружного остекления и торцов фонарей, торцов здания;

– участки конструкций, находящиеся в помещениях с повышенной влажностью или в которых возможны протечки;

– опорные узлы стропильных и подстропильных ферм, вблизи которых расположены водоприемные воронки внутреннего водостока;

– верхние пояса ферм в узлах присоединения к ним аэрационных фонарей, стоек ветробойных щитов;

– верхние пояса подстропильных ферм, вдоль которых расположены ендовы кровель;

– опорные узлы ферм, находящиеся внутри кирпичных стен.

(Этих мест полно, все не перечислишь).

5.3.1.12 При обследовании колонн определяют их конструктивные решения, измеряют их сечения и обнаруженные деформации (отклонение от вертикали, выгиб, смещение узлов), фиксируют местоположение, расположение и характер трещин и повреждений.(арматуру, которая является основным несущим элементом, устанавливать не надо. И так сойдет для высококвалифицированных (п.4.1) специалистов).

5.3.1.13 Число колонн для определения прочности бетона принимают в зависимости от целей обследования. При контроле отдельных конструкций расположение, число контролируемых участков и число измерений на контролируемом участке – в соответствии с [2] (напоминаю авторам, этот ВСН 86 года мало того, что недействующий, но и только для жилых зданий).

5.3.1.14 При обследовании перекрытий устанавливают тип перекрытия (по виду материалов (напоминаю, этот пункт “ГОСТа” о железобетонных перекрытиях. У них не может быть других видов, кроме бетона) и особенностям конструкции), видимые дефекты и повреждения, особенно состояние отдельных частей перекрытий, подвергавшихся ремонту или усилению, а также действующие на перекрытия нагрузки. Фиксируют картину трещинообразования, длину и ширину раскрытия трещин в несущих элементах и их сопряжениях. Наблюдение за трещинами проводят с помощью контрольных маяков (трещина в бетоне – от сотых долей миллиметра. У авторов богатая фантазия) или марок (каких? Почтовых. А что, пойдет в качестве маяков).

5.3.1.15 Прогибы перекрытий определяют методами геометрического и гидростатического нивелирования (это “уровень” – пузырек воздуха на палке или прозрачная гибкая трубка с водой. Стесняюсь спросить, какую точность дает такой метод? Уровень надо прикладывать к нижней поверхности ж/б плиты или балки).

5.3.1.16 При обследовании конструктивных элементов железобетонных перекрытий определяют геометрические размеры этих элементов, способы их сопряжения, расчетные сечения, прочность бетона, толщину защитного слоя бетона, расположение и диаметр рабочих арматурных стержней (сменился автор? В колоннах арматуру не определяли).

5.3.1.17 Для обследования элементов перекрытий и определения степени их повреждения выполняют вскрытия перекрытий. Общее число мест вскрытий определяют в соответствии с [12] (этот ВСН 88 года мало того, что недействующий, но и только для жилых зданий) в зависимости от общей площади перекрытий в здании. Вскрытия выполняют в наиболее неблагоприятных зонах (у наружных стен, в санитарных узлах и т. п.). При отсутствии признаков повреждений и деформаций число вскрытий допускается уменьшить (на сколько?), заменив часть вскрытий осмотром труднодоступных мест оптическими приборами (например эндоскопом) через предварительно просверленные отверстия в полах (и что авторы собираются там увидеть? гладкую поверхность ж/б плиты? А если пол наливной?).

Приложение Е
(справочное)

Классификация и причины возникновения дефектов и повреждений
в железобетонных конструкциях

Таблица Е.1

Вид дефектов
и повреждений
Возможные причины появления Возможные последствия
1 Волосяные трещины с заплывшими берегами, не имеющие четкой ориентации, появляющиеся при изготовлении, в основном на верхней поверхности (вроде бы верно, но поподробнее бы) Усадка в результате принятого режима тепловлажностной обработки, состава бетонной смеси, свойств цемента и т. п. На несущую способность не влияют. Могут снизить долговечность
2 Волосяные трещины вдоль арматуры, иногда след ржавчины на поверхности бетона а) Коррозия арматуры (слой коррозии не более 0,5 мм) при потере бетоном защитных свойств (например при карбонизации).

 

б) Раскалывание бетона при нарушении сцепления с арматурой

а) Снижение несущей способности до 5 %. Снижение долговечности.

 

б) Возможно снижение несущей способности. Степень снижения зависит от многих факторов и должна оцениваться с учетом наличия других дефектов и результатов поверочного расчета

3 Сколы бетона Механические воздействия При расположении:

 

– в сжатой зоне – снижение несущей способности за счет уменьшения площади сечения;

– в растянутой зоне – на несущую способность не влияют

4 Промасливание бетона Технологические протечки Снижение несущей способности за счет снижения прочности бетона до 30% (прочность бетона – это что? Раньше была «марка», теперь «класс»)
5 Трещины вдоль арматурных стержней не более 3 мм (вдоль, поперек арматуры?) Развиваются в результате коррозии арматуры из волосяных трещин (см. пункт 2 таблицы). Толщина продуктов коррозии не более 3 мм Снижение несущей способности в зависимости от толщины слоя коррозии и объема выключенного из работы бетона сжатой зоны. Уменьшение несущей способности нормальных сечений (а в п.7 таблицы уже забыли к чему нормальность) в результате нарушения сцепления арматуры. Степень снижения оценивают расчетом. При расположении на опорных участках – состояние конструкций аварийное (да ну? Да и «крена» нет)
6 Отслоение защитного слоя бетона Коррозия арматуры (дальнейшее развитие дефектов см. пункты 2 и 5 таблицы (5 – это аварийное состояние по мнению авторов. В какое состояние еще может привести их фантазия?) Снижение несущей способности в зависимости от уменьшения площади сечения арматуры в результате коррозии и уменьшения размеров поперечного сечения сжатой зоны. Снижение прочности нормальных сечений в результате нарушения сцепления арматуры с бетоном. При расположении дефектов на опорном участке – аварийное состояние (с чего авторы это придумали?)
7 Нормальные   (уточнили бы к чему, к какой оси. Иначе возникает вопрос о нормальности авторов) трещины в изгибаемых конструкциях и растянутых элементах конструкций шириной раскрытия для стали классов

 

A-I – более 0,5 мм.

A-II, А-III, A-IIIB, A-IV -более 0,4 мм;

в остальных случаях – более 0,3 мм

Перегрузка конструкций, смещение растянутой арматуры (что, и такое бывает?).

 

Для преднапряженных конструкций – малое («малое» это сколько «в попугаях»?) значение натяжения арматуры при изготовлении

Снижение долговечности, недостаточная несущая способность (чего?)
8 То же, что в пункте 7 таблицы, но имеются трещины с разветвленными концами Перегрузка конструкций в результате снижения прочности (!!) бетона (жаль, что авторы не умеют рассчитывать бетон. Т.н. “прочность” практически не влияет на несущую способность) или нарушения сцепления арматуры с бетоном (??) Возможно аварийное состояние (а возможно и не аварийное. Ничего  себе такая формулировочка)
9 Наклонные трещины со смещением участков бетона относительно друг друга и наклонные трещины, пересекающие арматуру Перегрузка конструкций. Нарушение анкеровки арматуры Аварийное состояние (смелое заявление, особенно без указания параметров смещения и раскрытия трещин)
10 Относительные прогибы, превышающие для:

 

– преднапряженных стропильных ферм -1/700;

– преднапряженных стропильных балок- 1/300;

– плит перекрытий и покрытий – 1/150

(Авторы хотя бы СНиП «Нагрузки и воздействия» посмотрели, что ли. Впрочем, его нет в «Библиографии» данного «ГОСТа». Зачем это «высококвалифицированным» специалистам?).

Перегрузка конструкций Степень опасности определяется в зависимости от наличия других дефектов (например, также при наличии дефекта по пункту 7 таблицы – аварийное состояние) (??)
11 Повреждение арматуры и закладных деталей (надрезы, вырывы и т. п.) Механические воздействия, коррозия арматуры Снижение несущей способности пропорционально уменьшению площади сечения (особенно актуально для вырывов)
12 Выпучивание сжатой арматуры, продольные (продольные относительно чего?) трещины в сжатой зоне, шелушение (что это? Когда бетон начинает чесаться? Или когда перезагорал? Особенно с точки зрения аварийности) бетона сжатой зоны (какие-то фантастические дефекты. Возможны только для строительного мусора) Перегрузка конструкций Аварийное состояние
13 Уменьшение площадок опирания конструкций по сравнению с проектными Ошибки при изготовлении и монтаже Степень снижения несущей способности определяется расчетом (методику бы)(из за этого упало покрытие бассейна в Пермском крае)
14 Разрывы или смещения поперечной арматуры в зоне наклонных трещин (фантастический дефект. Но теоретически такое может быть) Перегрузка конструкций Аварийное состояние
15 Отрыв анкеров от пластин закладных деталей, деформации соединительных элементов, расстройство стыков (стыки плакали, кололись, но продолжали есть кактус) Наличие воздействий, не предусмотренных при проектировании Аварийное состояние
16 Трещины силового характера в стенах и перекрытиях монолитных конструкций, появляющиеся после снятия опалубки или спустя некоторое время («некоторое время» – это сколько?) Температурно-усадочные усилия, возникающие при условиях, стесняющих деформации (только ли это?) При раскрытии больше допустимого – снижение долговечности. Влияние на жесткость и прочность оценивается расчетом